Парк Оленьи ручьи

"Оленьи ручьи" - уникальный природный парк, наверное, самый известный на Урале. Он создан в 1999 году и расположен в живописных местах Нижнесергинского района Свердловской области, вдоль низовий реки Серга. Идею создания охраняемой территории в виде национального природного парка активно продвигал биолог Александр Владимирович Добров, который поначалу действовал просто как энтузиаст-общественник, организовав вокруг себя команду студентов-биологов и геологов. Он и стал первым директором вновь созданного парка "Оленьи ручьи". Территория парка 12.700 гектаров, на которых удивительно высока концентрация самых разнообразных и интересных природных объектов - скал, пещер, ручьев, реликтовых деревьев, родников.

А река Серга часто называется туристами "уменьшенной копией Чусовой", она и правда, такая же извилистая, местами бурная, с изобилием высоких скал и гротов. Широко известны такие достопримечательности парка, как пещера "Дружба" и Большой карстовый провал. Учеными обнаружены многочисленные стоянки древних людей у реки Серга, в пещерах. В разные времена люди здесь промышляли производством древесного угля, добычей железных руд и леса.

Не меньше водных и геологических объектов интересны растительный и животный мир парка Оленьи ручьи. В этих местах всегда обитало множество представителей копытных - когда-то давно - северные олени, благородные олени, а в наши времена - косули и лоси. Это нашло отражение и в самом названии парка, кроме того, символом "Оленьих ручьев" стало древнее изображение оленя со скалы "Писаная", сделанное охотниками тысячелетия назад.

Кроме оленей на территории парка водятся и медведи, и бобры, и лисы, и зайцы, белки, разные виды грызунов, лягушек. Большое разнообразие птиц - можно увидеть и услышать и черного дятла желну, и глухарей с тетеревами, и хищных канюков и коршунов. Вдоль реки живут цапли, разные виды уток и куликов. Несчетное число певчих мелких птичек всю весну и лето оглашают своими голосами окрестности. А зимой по лесу перелетают стайки снегирей, клестов, разных синиц, свиристелей...

Мы давно знали об "Оленьих ручьях", и хотели туда съездить, но так как место очень популярное, то мы планировали выбрать время, когда народу там поменьше - не в сезон, и в будние дни. К тому же и добираться туда вроде и не далеко, но не слишком удобно. В конце концов, наши планы осуществились, а о том, что мы увидели в "Оленьих ручьях", и где побывали - читайте ниже. Могу только сказать, что остались очень довольны путешествием.

День 1

Дорога до парка, пещера, скала Ангел, скала Светлая, скала Пьющая лошадь, подвесной мост, Пирамида, скала Писаница

Парк "Оленьи ручьи" давно манил нас всякими интересными объектами - пещерами, скалами, озерами. И маршрут там получался как раз на 3-4 дня, и река рядом, если надо освежиться... Александр, как всегда, подготовил всю информацию о путях-дорогах, скачал карты, выяснил, можно ли в парке ночевать с палаткой, сколько стоит вход и т.п. Вход на 1 человека стоил всего 150 рублей, после этого можно было трое суток находиться на территории парка, и палатки ставить в специально отведенных местах, что обозначены на карте. Костер там также можно было разводить в оборудованных костровищах. Осталось решить, как мы доберемся до парка.

Прямой электричкой в нужные нам дни туда не доехать, автобусы направлением Екатеринбург-Михайловск ходят достаточно часто, но остановка в двух километрах от входа в парк, да и с рюкзаками в автобусе не слишком удобно. Мы подумали, что нас может снова выручить сайт "Бла-бла-кар", и стали смотреть, есть ли предложения от водителей, едущих в том направлении. Нашли такую поездку, водитель Иван ехал в Башкирию как раз через Михайловск, машина у него большая, с кондиционером и вместительным багажником. Так что мы забронировали 3 места (с нами планировал ехать наш приятель Денис).

24 августа в 9 утра мы со своими рюкзаками сели в машину, внутри уже сидел Денис, которого Иван забрал раньше по пути. И поехали - по Серовскому тракту, потом по Пермскому. Дорога везде была хорошая, новенькая, ровная, машинка бежала быстро, но меня почему-то сморил сон, и я почти все время дремала.

Пока доехали до поворота на Оленьи ручьи, погода стала уже откровенно жаркой. Иван любезно подвез нас прямо ко входу в парк (это примерно 2 километра от трассы), и мы попрощались. Проезд нам обошелся в 300 рублей с человека - как на автобусе, только комфортнее, и пешком от дороги не пришлось идти.

Около 11 утра мы поставили рюкзаки на скамейку, и занялись неотложными делами. Зарегистрировались и оплатили вход в парк - нам еще выдали карту с указанием всех дорог, скал, стоянок, набрали воды в местном санузле - вода была из скважины, чистая и вкусная, не как в городе, Александр снял на видео первые кадры будущего фильма. Пока все это делали, успели порадоваться тишине и покою, отсутствию суеты вокруг. Людей было совсем мало, никто не шумел.

Справа от дороги была большая стоянка для автомашин, и они постоянно туда подъезжали, из них выходили компании туристов, но, к нашей радости, все без рюкзаков - видимо, просто погулять на денек. Между стоянкой и территорией парка находилось одноэтажное здание с кассой, офисом и туалетами с обратной стороны. Дальше дорогу перегораживал шлагбаум, а за ним слева находились парочка кафе и сувенирная лавка, а справа - большие стенды с картой, правилами поведения и историей парка, несколько флагов на высоких флагштоках, дальше кирпичная двухэтажная гостиница.

Надев рюкзаки, мы отправились по дороге от шлагбаума в сам парк. Слева увидели какой-то вигвам, справа - гостиничный домик, потом резные деревянные скульптуры, дальше - неказистый мини-бар. Были еще несколько жилых деревянных домов, строящиеся гостевые домики. Метров через 500 мы перешли линию железной дороги, и оказались на развилке, где таблички начала маршрутов гласили: налево "Карстовый мост", направо "Дыроватый камень". Мы пошли направо.

Довольно широкая дорожка, посыпанная мелким гравием, вела нас через большое поле со скошенной травой, перелески, поле с высокой травой... Везде стоял приятнейший аромат подсушенных на солнце трав. Жара усилилась, но нас спасала от нее тень леса. Жарко было только Александру - он ведь бегал с рюкзаком туда-сюда, снимая все на видеокамеру.

Мы перешли живописный подвесной мостик через ручей, который сейчас был совсем тоненькой струйкой, но по весне явно сильно разливался. Прошли участок дороги, который весь был вымощен круглыми деревянными срезами стволов, наверное, чтобы в сырую погоду можно было по этой низинке передвигаться, не пачкаясь в грязи. Проследовали мимо избушки на курьих ножках, столика со скамейками. Повсюду виднелись указатели в разных направлениях: "Скала Священник", "Дыроватый камень" и т.д.

У следующего столика со скамьями мы остановились, расположились посмотреть карту, мужчины еще съели по банану, и пошли к Дыроватому камню, до которого осталось всего 50 метров. Глянули сверху, с обрыва, вниз, на реку Серга. Она чуть просвечивала сквозь ветки деревьев. Спустились мы вниз, частью по дорожке, частью - по металлической лесенке, прошли по деревянному помосту, и оказались у входа в пещеру.

Надпись на табличке рядом гласила, что здесь велись археологические раскопки, и были найдены следы длительного проживания древних людей, начиная от 14 тысяч лет назад. Культурных слоев было несколько, и в каждом - кости, черепки и прочее. Место было и правда удобное - пещера довольно глубокая и большая. Высота у входа метров 4, глубже - метра 2, ширина в начале 7-8 метров, внутри метра 2-3, и есть узкий коридор, полукругом уводящий вглубь еще метров на 10, внутри кое-где стекает с потолка и капает вода, река рядом.

Серга здесь была неширокая, неглубокая, но чистая. Вдоль реки, против течения, мы пошли к скале "Ангел". Путь снова был в виде металлического решетчатого настила, подвешенного прямо над обрывом. Иногда настил становился деревянным, и в нем были пропилены отверстия, в которые высовывались сосны. В одном месте в скалу были вделаны цепи, видимо, чтобы за них держаться в гололед - ведь под настилом значительной высоты обрыв.

Метров через 300-400 мы дошли до ручья, довольно полноводного и быстрого, перешли его по мосту. Вокруг росло множество мощных старых лиственниц, корни которых гигантскими пальцами впивались в землю. Еще радовали глаз рябинки, увешанные гроздьями покрасневших ягод. За время пути нам встретилось всего 4 или 5 групп туристов, да и те маленькие - по 3-5 человек. Только у ручья сидели человек 15 детишек с экскурсоводом. Так что в этот будний день в парке было спокойно.

Мы поднялись на самый верх берега, даже выше скалы, где был установлен "Ангел единой надежды", присели на вершинке, достали еду и пообедали. Потом спустились к Ангелу, и какое-то время стояли там, любуясь видами Серги внизу, окрестных лесов и лугов, небом, по которому пробежала, громыхнув пару раз, грозовая тучка. Здесь обдувал прохладный ветерок. Этот и подобные скульптуры ангелов, были установлены в 2005 году сразу в нескольких местах: в Оленьих ручьях, в Канаде, Австралии, и других странах. По задумке автора, шведской художницы, является символом мира и спокойствия.

Дальше мы пошли снова по подвесной дороге вдоль берега, поднялись по очень высокой и крутой лестнице из нескольких пролетов к смотровой площадке на скале Светлая. Посередине лестница проходила через воротца в скале, это место иногда называют "Целующиеся скалы". Слева от смотровой площадки была еще установлена скульптурная группа "Два стула" - действительно два высоких неуклюжих стула из жердей. Мы немного постояли на смотровой деревянной площадке, а потом решили идти обратно к Дыроватому камню, и дальше по нашему маршруту в сторону скалы Писаница, где планировалась наша первая стоянка.

К тому времени, как мы дошли до пещеры, начал накрапывать дождик, и в небе над нами висела серая туча. Я предложила подождать развития событий, у пещеры здесь можно спрятаться, если дождь усилится. Мы сняли рюкзаки, съели пока по яблоку. Дождь и правда ненадолго усилился, но потом как-то сошел почти на нет. Мы решили продолжить наше знакомство с Оленьими ручьями.

Спустились на маленький пляжик с другой стороны скалы "Пьющая лошадь", отсюда как раз был хорошо виден силуэт конской морды, как будто опущенной в реку, чтобы напиться. Сделали фото, поснимали на видео. Отметили, что рядом в реку впадает чистый ручей. Дальше наша дорога вела к очередному подвесному мосту, где надо было перейти на другой берег Серги. Шли по довольно высокому берегу, внизу резво текла в обрамлении широких отмелей прозрачная река, лес на другом берегу отступил дальше, уступив место заливным лугам.

Дошли до узкого подвесного моста, настолько узкого, что с нашими рюкзаками приходилось аккуратно протискиваться через места креплений поручней. Мост был натянут высоко над водой, смотрелся более изящно, и качался сильнее. Серга под ним сильно сужалась, и превращалась в узенький бурлящий хрустальный поток, бегущий по солнечному дну из цветной желтоватой гальки. С моста вниз пришлось спускаться по крутой лесенке. Мы еще подошли к реке, потрогали воду - теплая!

Дальше прошли по тропинке среди ивняка к большой поляне с беседками по сторонам. В одной были люди. Перешли через пересохший Миткин ручей, увидели указатель "Скала Писаница. 1,5 км". Как раз туда нам и надо. После ручья дорога круто пошла вверх, на гору, покрытую сосновым лесом. Здесь пришлось попыхтеть с тяжелыми рюкзаками, они у нас получились в среднем по 20 кг. Денис обратил внимание на рыжий сухой листочек у края тропинки, а он - раз! и прыгнул в сторону. Оказалось, лягушка.

Вот показалась на вершине большая поляна, а на ней возвышалась смотровая площадка "Пирамида". Она была сложена из деревянных брусьев, высота получалась примерно с трехэтажный дом. Брусья были выкрашены в бордовый цвет, с одной стороны наверх вела лестница. На Пирамиде сидели какой-то крупный хищник типа коршуна или канюка, и несколько ворон. При нашем появлении они недовольно и нехотя взлетели. С поляны, покрытой высокими травами, поднимался под жарким солнцем пар - видно, здесь прошел дождь, и все было сырым.

Мы скинули рюкзаки и забрались на смотровую площадку. Река далеко внизу поворачивала налево, и видна была в обе стороны. Слева была видна скала Писаница, впереди - долина реки, справа - леса и луга. Вода искрилась и переливалась под солнцем. Хищные птицы кружились над рекой, чуть ниже нас. Сверху мы увидели на другом берегу чью-то палатку на небольшой полянке за кустами, а дальше, левее, метров через 200 - официальную оборудованную стоянку, где мы планировали ночевать.

Там стояли навес, костровище и уборная с краешку. На стоянке никого не было, к нашей радости. Мы решили пройти по верху скалы, спуститься и перейти реку вброд. По скале вели несколько тропинок, параллельно друг другу. Мы вышли на край обрыва, поглядели вниз. Край был не скальный, а земляной, я попросила Александра быть осторожнее, осыплется еще... Прошли мимо указателя, что налево - Миткинский рудник, а направо - Писаница и Федотов Лог.

Дальше от основной тропы вниз отходила еще одна, она переходила в металлическую лестницу - прямо к реке у основания скалы Писаница. Туда мы и пошли. Внизу никакого брода не было - везде глубоко. На скале я смогла рассмотреть довольно высоко рисунки древних людей, сделанные красновато-коричневой краской, какие-то животные типа оленя или лося. Кстати, одно из них и стало логотипом парка "Олень ручьи". Налево тянулась длинная галечная отмель, частично заросшая мать-и-мачехой, мы переобулись в сланцы, и пошли по ней искать место перехода.

Буквально метров через 20 действительно в реке стало мелко, а на противоположном берегу я заметила следы выхода. Мы пошли через реку, взявшись за руки, чтоб не поскользнуться и не упасть с рюкзаками. Начал капать дождик, над нами снова висела серая тучка. Надо было скорее ставить палатки. На другом берегу мы увидели узкую тропку, которая вела через ивовые кусты к стоянке.

Вышли мы к навесу и туалету. Навес был добротный, крыша из жести, под ним - длинный стол и скамья. Чуть дальше находилось современное костровище - типа четырехугольной этажерки с металлической крышей наверху, чтоб костер не заливало дождем, и внизу решетка из арматуры, куда ставить котлы и котелки. Были и крючки, куда можно подвешивать посуду. В костровище лежали не прогоревшие дрова. А вот дальше лежала большая поляна с короткой травкой, где поместились бы полтора десятка палаток.

Справа был подход к воде, прямо напротив светлой серо-бежевой скалы Писаница. Здесь было удобно купаться - недалеко от берега уже начиналась глубина, а течение совсем небольшое. В скале зияла пещера, а оттуда слышался звук текущей воды, видимо, внутри скалы струился ручей. Мы оставили рюкзаки на скамье под навесом, и пошли исследовать поляну и искать место под палатки. Нашли еще штуки три костровищ - кому-то, видно не понравилось официальное.

Около 5 часов вечера скоренько установили палатки, пока дождь все не намочил, и перенесли в них часть вещей. Все, что надо для ужина, оставили под навесом на столе - удобно! Когда Александр вышел на берег к воде, к нему тотчас же устремились из ближайших кустов трое уток в ожидании хлебушка. Он снял их на видео, а я угостила птичек белой лепешкой. Подплывали совсем близко, чуть ли не из рук хлеб брали. Потом они еще долго бродили по мелководью, выковыривая со дна что-то клювами. А Саша, завидуя уткам, тоже выпросил у меня лепешку - пришлось скормить... Кстати, выше по течению мы видели рыбака, он стоял по бедра в воде с удочкой. Наверное, это его палатку мы заметили сверху.

Поскольку мы проделали довольно долгий путь по жаре, вполне объяснимо, что нам хотелось искупаться - все были липкие, мокрые и слегка пыльные. Так что я быстро переоделась в палатке в купальник, и занырнула в реку - прекрасно! Вода такая приятная, чистая, всякие следы усталости, если они и были, немедленно смыло. Дно там было галечное, камешки мелкие, только в том месте, где дно резко понижалось, они на склоне ехали под ногами, поэтому выходить было не очень-то легко.

Саша с Денисом тоже искупались-помылись, и мы все, свеженькие, разошлись по палаткам немного отдохнуть. И провалялись часов до восьми вечера. Слышали, что прошел дождь, потом Денис часов в семь пытался нас вытащить, типа - пора ужинать, но мы смогли выползти только к восьми. Пока доставали еду на ужин, на другой берег пришли парень с девушкой, оба с рюкзаками, и они явно собирались переходить сюда, нацеливаясь на нашу стоянку.

Но, когда они появились у нас на поляне, Денис любезно показал им дорогу ко второй стоянке, напротив скалы Лягушка, чуть ниже по течению. Он, оказывается, пока мы спали, успел туда прогуляться и все разведать. Парень с девушкой ушли, я осталась довольна - не хотелось посторонних рядом, даже двоих. До второй стоянки можно было дойти, если следовать от нашей поляны по полевой дороге от реки, метров через 200 свернуть налево и пройти по тропе еще метров 300.

Мы поужинали за столом под навесом. К нам постоянно подлетали осы, живо интересуясь, что это мы едим. И среди них летал не то большущий шершень, не то осиная матка, сантиметра 4 в длину. Все насекомые вели себя вполне дружелюбно, укусить никто не пытался, так что нам они не мешали, так, слегка оживляли трапезу. Между прочим, под крышей навеса виднелись остатки осиного гнезда из серой "бумаги" - наверное, они там жили, а теперь где-нибудь новый построили. Когда пошли мыть посуду - немедленно снова подплыли утки. У них, видно, рефлекс на туристов.

После ужина мы с Денисом решили сходить за дровами. На поляну, что дальше от реки, уже спустился туман. Мы побродили по лесу рядом со стоянкой, но дров здесь было мало, да еще и мокрые. Денис хотел костер, но не хотел собирать дрова, и всячески отлынивал. Пришлось мне пройти подальше, где вправо уходила дорога, там я нашла елку с отмершими нижними ветками, вот их и отломала.

Еще нашла лежащую сосну. Все это принесли, Саша сложил костер, и мы вскипятили воды на чай. Допили остатки из термосов, и заварили новый - на завтра. Кстати, когда закипятили воду, набранную в Оленьих ручьях на входе, из нее выпал густой белый осадок минеральных солей. Видимо, она была из скважины, поэтому такая жесткая. Но на вкус это не повлияло.

Уже совсем стемнело, было около 10 вечера. Небо совершенно расчистилось, и над нами сияло огромное количество звезд, четко виден был Млечный путь, которого не увидишь в городе. Пролетали горящими огоньками спутники, самолеты. В неверном свете костра мы заметили шуструю тень - вокруг нас буквально в метре бесстрашно бегала мышь. Она то скрывалась за бревнами, то снова вприпрыжку скакала у самых ног. Этот симпатичный любопытный грызун нам всем понравился, но я решила, что продукты на ночь надо упаковать как следует...

Вот так сидеть под звездами у костра за дружеской беседой и грызть семечки, было так славно, что идти в палатки спать абсолютно не хотелось, тем более что и воздух оставался теплым. Позади нас клубился туман, над рекой стелился дымок от нашего костра. В темноте смутно белели только скала и палатка Дениса. Просидели мы так часов до 11 вечера, потом стали укладываться спать. Ночь прошла тихо, только самолеты иногда гудели, пролетая. Очень спокойно спалось. А вот Денис с непривычки ночевать в палатке частенько просыпался и ворочался.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по парку Оленьи ручьи

Как добраться до парка Оленьи ручьи, и другая полезная информация

Первый вопрос, возникающий у людей - как добраться до парка "Оленьи ручьи"? Если Вы планируете ехать на личном автомобиле, то все просто. Ехать нужно до поселка Бажуково, который расположен недалеко от города Нижние Серги на отрезке дороги Дружинино-Михайловск, от Екатеринбурга около 120 км. С дороги есть свороток, если проехать по нему два километра - окажетесь как раз на проходной парка.

Если Вы добираетесь общественным транспортом, то все будет чуть сложнее. От Екатеринбурга ехать нужно на рейсовом автобусе "Екатеринбург-Михайловск", и попросить водителя высадить Вас у поворота на Бажуково, и там два километра пешком. Либо на электричке, но они ходят вроде только в летний период, и только в выходные. В остальные дни нужно делать пересадку в Дружинино.

На входе в парк Вам нужно будет оплатить билет. Стоимость входа по отношению к полученному удовольствию совсем невысока, и мы не пожалели отданных денег, потому что в парке их действительно тратят на благоустройство и поддержание чистоты. К билету Вам выдадут и карту маршрутов. Во время нахождения в парке Вы можете пользоваться стоянками, если есть личная палатка, а также навесами, беседками, скамейками, туалетами и костровищами.

Если у Вас нет палатки, и Вы любите более комфортный отдых, можно снять номер в гостиничных комплексах парка или частных домиках для туристов в поселке и на кордонах. Кстати, в районе входа в парк и в поселке Бажуково, есть достаточное количество вполне приличных кафе и закусочных, так что голод Вам не грозит.

Когда едет большая группа туристов, то есть смысл заказать сопровождение экскурсовода, который Вам покажет все достопримечательности парка и расскажет о них много интересного. К слову сказать, маршрутов экскурсий несколько, они разные по протяженности и охвату объектов "Оленьих ручьев", можно выбирать в зависимости от времени, которым Вы располагаете, и от степени физической подготовки участников прогулки. В Екатеринбурге есть представительство парка, где Вы можете узнать интересующие подробности посещения, заказать экскурсовода или забронировать номер.

Для любителей велосипедного туризма нет никаких ограничений, но я бы посоветовал ехать в сухую погоду, так как большая часть тропинок и дорожек парка земляные, и после дождя ехать будет скользко. И надо быть готовым к сложностям пересеченной местности, гористому рельефу и большому количеству ручьев, мостов и лестниц. И еще учтите, что в выходные дни в парке полно народу, так что ездить в толпе по узким тропинкам будет не слишком удобно. Это верно и для пеших туристов.

Парк "Оленьи ручьи" можно посещать и зимой, в это время года там оборудованы лыжные маршруты, а снег на основных пешеходных дорожках утрамбовывают снегоходами, и ходить комфортно. Если Вы отправляетесь в "Оленьи ручьи" в мае-июне, будьте готовы - там очень много клещей, так что нужно принимать меры защиты.

Как и в любом парке, в "Оленьих ручьях" действует ряд ограничений: нельзя рубить деревья, срывать цветы и другие растения, устанавливать палатки и жечь костры не на территории специально оборудованных стоянок, которые отмечены на карте. Поэтому перед входом в парк лучше ознакомиться с правилами поведения в нем. Если Вы планируете посетить пещеру "Дружба", с собой обязательно надо взять фонарик. И конечно, непременно захватите фотоаппарат или видеокамеру!

Скала Пьющая лошадь

Фото: Черников Денис

Схема парка Оленьи ручьи

Оленьи ручьи или три дня в сказке